Экспонаты раздела

Бивень мамонта

Ма́монты — вымерший род млекопитающих, живших в период с плиоцена по начало голоцена, из семейства слоновых. Бивень мамонта прочнее слоновой кости и имеет неповторимую цветовую гамму. За тысячи лет, проведённых под землёй, бивни подверглись постепенной минерализации и приобрели самые разнообразные оттенки — от молочно-белого и розоватого до сине-фиолетового. У мастеров-косторезов высоко ценится природное потемнение материала. Благодаря своему цвету, бивень мамонта издавна используется для создания дорогих шкатулок, табакерок, статуэток, шахмат, гребней, браслетов и женских украшений. Им также инкрустируют оружие.

Лапти

Ла́пти— низкая обувь, распространённая в Восточной Европе и на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), бересты или пеньки]. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти). Лапти носились с портянками (онучами). От лаптя вверх и вокруг голени, на манер древнегреческой сандалии, шёл лыковый шнурок, который внизу крепился за говенник лаптя и удерживал портянку от разматывания. Тем не менее при длительной ходьбе периодически приходилось переобуваться и перематывать сбившиеся портянки.

Обувь XIX века

Самой большой популярностью в 19 веке пользовались  туфли или ботинки на каблуке средней высоты с квадратными, либо вытянутыми вперёд носами. Модными были ботинки с узкой щиколоткой на высокой шнуровки, либо расположенных сбоку пуговицах. Обувь «на выход» шили из атласа, репса и шёлка, украшая её кружевами, лентами и замысловатой вышивкой. Бальные туфельки нередко декорировали кружевом. Самые элегантные барышни выбирали прюнелевые башмачки. Повседневную обувь изготавливали из более прочных и практичных материалов, таких, как кожа, парусина и сукно. Чаще всего дамские ботинки и сапожки шили из тонкой, мягкой кожи – шевро или лайки.

Женская одежда

В комплекс летней женской одежды входили рубашка, юбка, фартук. Рубаху шили из домашнего полотна, вырезать в виде прямых плечевых вставок, отложного или стоячего воротника, прямого рукава, заканчивающегося рюшами или воротником. Рубаху отделывали вышивкой (драпировки, кресты), реже узорным плетением и мятой тканью. Мелко-узорчатый (геометрический или растительный) красно-малиновый орнамент в виде мелких пятнышек черного или темно-синего цвета шел на узкую, равномерную ширину створки (напоминающую ленты), которые в продольном или поперечном направлении заполняли всю поверхность рукавов.

         

Женский костюм  ХХ века

Сначала женская сорочка с вышитым или затканным орнаментом воротником, манжетами, манишкой, рукавами служила частью свадебной одежды девушки. Но в начале ХХ века покрой меняется, ведь сорочки становятся нижним бельем: укорачивается рукав, исчезает ворот, глубже становится шейный вырез, почти исчезает вышивка. Впрочем, изменения в новой одежде шли постепенно, в новых фасонах долго сохранялись или адаптировались основные элементы привычных кроя и декора.

 

Плечевая и поясная одежда

 Самой древней частью мужской поясной одежды белорусов является рубашка («сорочка», «рубаха», «лянка», «срачица»)]. Наиболее широким образцом мужской рубахи была туникоподобная льняная рубаха без швов, не имевшая воротника, но с разрезом посреди грудины. На шее рубаха застёгивалась пуговицей либо завязывалась лентой, тесёмкой. 

Уличной и домашней плечевой одеждой мещан и шляхты ВКЛ, одевавшейся поверх рубахи был жупан — длиннополая одежда из сукна или шёлковых тканей, расширенная вниз от линии талии, которая от воротника до талии застёгивалась на пуговицы. Уличной и домашней плечевой одеждой мещан и шляхты ВКЛ, одевавшейся поверх рубахи был жупан — длиннополая одежда из сукна или шёлковых тканей, расширенная вниз от линии талии, которая от воротника до талии застёгивалась на пуговицы.

Старинные зеркала XIX века

Первые зеркала относятся к бронзовому веку. Они изготавливались из серебра, меди или бронзы. Позднее стали делать зеркала из стекла, на заднюю поверхность которых наносили тонкий слой серебра, золота или олова. Эффектность облика антикварных зеркал обеспечивают роскошные рамы. Они подобны оправе для сверкающего бриллианта, которая дополняет и оттеняет его блеск. Старинные изделия обычно декорировались вручную, что повышает их культурную ценность. С течением времени менялись верования, стили архитектуры и моды, но старинному зеркалу во все эпохи находилось место. Во времена пышного барокко они часто использовались для отделки стен во дворцах и украшали скромные жилица простого народа. В период рококо, начали появляться удивительные зеркальные комнаты и галереи. Старинные зеркала классицизма устанавливались на парадных лестницах, в бальных залах и жилых помещениях.